В КФУ создали «ультразвуковой глаз»

 

Школьник Дмитрий Галимуллин, который занимается в радиокружке при кафедре радиофизики,   сделал оригинальное устройство для незрячих людей.

«Ультразвуковой глаз» помогает  слепым  и слабовидящим ориентироваться в пространстве, сообщая о препятствиях. В его основе – ультразвуковой дальномер.  Сам прибор крепится на голове наподобие налобного  фонарика и  посылает ультразвуковой импульс в том направлении, куда обращено лицо человека.

Отраженный от объектов сигнал улавливается устройством, и информация  о расстоянии до препятствия преобразовывается в частоту вибрационных импульсов. Чем объект или предмет ближе, тем сильнее будет вибрировать прибор.

«Пока «ультразвуковой глаз»  способен обнаружить преграду на расстоянии 2  метров. Если на него установить  более чувствительный датчик, то можно значительно увеличить радиус действия прибора, – рассказывает девятиклассник казанской школы № 139 Дмитрий Галимуллин.  –  Идею сделать такое устройство для слепых и слабовидящих людей мне предложил руководитель радиокружка при кафедре радиофизики Института физики КФУ, старший преподаватель кафедры Павел Анатольевич Корчагин. Подобных приборов, насколько нам известно, в  мире нет. Существуют  ультразвуковые трости для незрячих людей, но они  не обнаруживают препятствия, находящиеся на уровне груди и головы человека, так как датчики расположены достаточно низко.  Есть ультразвуковой фонарь, который вешается на шею, но он, наоборот, сигнализирует лишь о преградах, которые возникают  на уровне головы и груди человека. У нашего прибора таких ограничений нет. Наклоняя и поворачивая голову человек может полностью обследовать окружающее пространство. Кроме того, наше устройство будет стоить намного дешевле ультразвуковых трости и фонаря. При желании поверх «ультразвукового глаза» можно надеть легкую кепку и или шапку, это не скажется на его работе».

За создание  устройства, способного облегчить жизнь людям с ограниченными возможностями,  школьник был отмечен «Дипломом III степени» в секции «Физика»  на III Всероссийской (XIX Поволжской) научной конференции учащихся им. Н.И. Лобачевского 2017-2018 учебного года.