Казанский федеральный университет и ПАО «КАМАЗ» сформировали консорциум в области беспилотного транспорта

 

Об этом участникам международного форума, проходившего в ГТРК «Корстон»  27-28 февраля, сообщил представитель САЕ “Астровызов” КФУ.

Руководитель группы проектов беспилотных транспортных средств, реализуемых в стратегическом партнерстве КФУ и  ПАО «КАМАЗ», доцент Института физики КФУ Дмитрий Чикрин был одним из спикеров   панельной дискуссии «Автоматизированное и беспилотное передвижение». Она состоялась в рамках V Международной научно-практической конференции ITS Forum-Kazan «Современные проблемы безопасности жизнедеятельности: интеллектуальные транспортные системы и ситуационные центры». Участниками форума стали ученые, инженеры – разработчики, а также ведущие специалисты  и эксперты в области развития ситуационных центров и транспортных систем из России, Германии, Бельгии, Австрии, Италии, Швеции, Франции, Греции, Румынии и Монголии. В числе  организаторов этого крупного мероприятия –  Кабинет министров РТ, МВД по РТ, АН РТ, госкорпорация «Ростех», группа компаний «Национальные телематические системы» и др.

Выступление Дмитрия Чикрина было посвящено  внедрению современных систем автопилотирования.  «Основной акцент в наших разработках мы делаем  на полноценном функционировании беспилотных транспортных средств (без участия водителя), но в заданных граничных условиях эксплуатации. Примером тому могут служить транспортные средства, которые эксплуатируются на заводских территориях для обеспечения внутренней логистики, тяжелая карьерная техника, – сообщил Д.Чикрин во время своего выступления перед участниками панельной дискуссии “Автоматизированное и беспилотное передвижение”, организованной совместно с представителями Европейской Ассоциации ERTICO ITS Europe.

Кроме Дмитрия Чикрина, в этой дискуссии участвовали:  Андерс Бонандер – руководитель в области продуктной разработки ВОЛЬВО, Клаус Ширакл –  генеральный директор АСФИНАГ, Штефан Зейтс –  вице-президент по развитию ИТС в странах Центральной и Восточной Европы и СНГ СВАРКО, Моника Джанини – старший руководитель проекта ERTICO ITS Europe и Алексей Гогенко – заместитель гендиректора по стратегическому развитию Государственного научного центра РФ  ФГУП «НАМИ».

Один из вопросов,  заданных Дмитрию Евгеньевичу, касался готовности   автомобильного сектора к  внедрению технологий искусственного  интеллекта. На него  разработчик ответил так: «Внедрение  технологий искусственного интеллекта и больших данных должно быть очень продуманным. Использование не апробированных автопроизводителями решений, а также  решений, уязвимых с точки зрения информационной безопасности,  приведет к быстрому росту ДТП, что резко снизит уровень  доверия  к технологиям автопилотирования. Внедрение любых технологий беспилотного транспорта нужно  осуществлять поэтапно, но при этом повсеместно. Использование новых технологий всегда вызывает повышенное внимание рынка и повышенные опасения обывателей. Действительно, каждая авария автомобиля Tesla – это  стресс для сообщества разработчиков систем с поддержкой искусственного интеллекта».

Кроме того, присутствующих интересовало, какие  проблемы необходимо решить, чтобы колонны беспилотных грузовиков могли передвигаться, не попадая в ДТП. «При   выстраивании грузовых автоколонн одним из самых серьезных  вызовов является недостаточная автоматизация других транспортных средств, эксплуатируемых на дороге, в том числе активно нарушающих правила дорожного движения и этим существенно снижающих общую безопасность, – сказал Дмитрий Чикрин. – Необходимо также понимать, что для эффективной и безопасной эксплуатации грузовых автопилотируемых колонн необходимо сплошное и надежное оснащение дорог такими элементами ИТС, как сети связи (V2X) поколения 4+ и сети точного спутникового навигационного поля».

КФУ и ПАО «КАМАЗ» совместно работают над созданием  серии  беспилотных транспортных средств на базе существующих и перспективных моделей автомобилей. Научно-инженерный консорциум, созданный недавно под руководством Казанского федерального университета,  включает более десяти предприятий, специализирующихся на разработке системообразующих  технологий для беспилотного транспорта. Технологии будут готовы к внедрению в  серийные автомобили в  2019-2020 годах.