Физики КФУ показали высоким гостям прототип беспилотного автомобиля и абсолютно защищенную систему связи «ГЕРАКЛ»

 

Разработки ученых приоритетного направления (САЕ) «Астровызов» были представлены членам Наблюдательного совета КФУ.

Перед началом  заседания совета, которое проходило под председательством министра связи и массовых коммуникаций РФ Николая Никифорова и Президента РТ Рустама Минниханова в здании  Инженерного института КФУ 6 апреля, гости в сопровождении ректора Казанского федерального университета  Ильшата Гафурова   ознакомились с разработками КФУ в области естественных и технических наук.

Представителям   Наблюдательного совета о проектах, реализуемых в рамках САЕ «Астровызов» рассказали его руководитель, заведующий кафедрой радиофизики Института физики КФУ  Олег Шерстюков и руководитель проекта «Фотограмметрия» НИЛ «Космическая геодезия»,  доцент кафедры астрономии и космической геодезии Института физики КФУ  Владимир Безменов.

Один из таких проектов, его основным исполнителем является КФУ, – беспилотный “КАМАЗ” .    Для   разработки   этого транспортного средства используются симуляторы – так называемые виртуальные полигоны.  Виртуальная среда максимально приближена к реальной, она позволяет моделировать не только авторобота, но и участников дорожного движения, погодные условия, состояние дороги.   С помощью таких симуляторов происходит обучение автопилота, вырабатывается алгоритм поведения беспилотных автомобилей на дороге. Наработки используются при создании реального  беспилотного автомобиля, испытания которого  в данное время  проводятся на полигоне. Гости смогли увидеть две малогабаритные платформы, на которых испытывается  система автопилотирования перед переносом ее на реальный автомобиль.

«При разработке нашего беспилотного транспортного средства одним из принципиальных условий была максимальная экономическая эффективность используемых решений, поскольку  установка  сенсоров, систем и вычислительного блока (их совокупная стоимость менее 200 тысяч рублей) должна была производиться на серийные автомобили», – заметил главный специалист КБ беспилотных автомобилей НТЦ ПАО “КАМАЗ”, младший научный сотрудник НИЛ Перспективные системы ориентации, навигации, связи КФУ Антон Егорчев.

Членам Наблюдательного совета была продемонстрирована еще одна уникальна  разработка сотрудников САЕ  «Астровызов»  –  мобильная система связи «ГЕРАКЛ», взломать которую невозможно.

«В основе системы – непредсказуемость траектории распространения радиосигнала в сложных средах.  Ключи шифрования данных здесь формируются за счет физической среды, человеческий фактор полностью исключен,  – сказал  Олег Николаевич Шерстюков. –  Основы системы «ГЕРАКЛ» были заложены в Казанском университете ещё 35 лет назад, когда здесь  проводились первые в мире эксперименты по сверхточной метеорной синхронизации территориально удалённых пунктов связи. Накопленный опыт помог нам создать систему  «метеорной криптографии», использующую  случайность распространения радиоволн в метеорном канале».

Разработкой  будущего называют ученые еще одно свое ноу-хау –  систему мониторинга космического пространства, она представляет собой  «облако» наноспутников. Эта  распределённая реконфигурируемая интерферометрическая система не имеет аналогов в мире и  будет выполнять функцию   космического радиотелескопа.

Гости Казанского федерального университета побывали и в  созданном летом прошлого года в здании Инженерного института  учебном центре «Применения результатов космической деятельности» Института физики КФУ. Этот центр оснащен современными цифровыми фотограмметрическими станциями, стереомониторами, а также специальным программным обеспечением для обработки аэрокосмических изображений. Владимир Безменов рассказал  о том, что в ближайшем будущем на сайте КФУ будет открыт геопортал, основой которого станут космические и аэрофотоснимки. Он также объяснил, для решения каких задач может быть использован недавно приобретенный  Казанским федеральным университетом беспилотный летательный аппарат. Были продемонстрированы  результаты практического применения этого беспилотника для картографирования местности и создания  трехмерных моделей зданий, сооружений.