Состоялось обсуждение «дорожной карты» Института физики

В начале встречи, которая прошла 16 февраля,  ректор КФУ Ильшат Рафкатович Гафуров отметил, что главным критерием всего, что делает вуз, должна быть востребованность. Это относится и к  научным исследованиям,  и  к учебным программам.

Многие выступавшие, в том числе директор Института физики Сергей Иванович Никитин, говорили о том, что ряд проблем, с которыми сталкивается подразделение КФУ, обусловлен низким уровнем знаний студентов.

Проректор по образовательной деятельности Дмитрий Альбертович Таюрский охарактеризовал  положение вещей так:

«Ситуация в Институте физики одна из самых тяжелых. Мы столкнулись с тем, что уровень подготовки абитуриентов – один из самых низких. В то же время  мы понимаем, что студенты у нас такие, какие есть. Других не будет. Не могу сказать, что мы ничего не делаем в Институте физики по совершенствованию образовательных технологий. Но, к сожалению, тот мультимедийный комплекс «Учебная среда XXI+» (многодисциплинарный мультимедийный конструктор  для проектирования индивидуальных образовательных траекторий любого уровня сложности- прим. автора), который был создан и охватывает 1300 студентов университета, большого эффекта не дал.  По-прежнему процент отчисления студентов по результатом сдачи экзаменов на первом курсе очень высокий. Мы не можем отчислять в таком количестве, мы должны что-то делать».

На ректорате, который состоялся в четверг, 15 февраля, было принято решение объявить 2018-й годом качества образования в Институте физики. В течение года будет проведено анкетирование студентов с целью выяснить, насколько они удовлетворены тем, как организован образовательный процесс. В первую очередь проанкетируют будущих астрономов. Процент отчисленных здесь самый высокий.

«Будут созданы рабочие группы по внедрению новых образовательных технологий, – сказал в связи с этим Ильшат Рафкатович. –  Эти группы будут разрабатывать  критерии мотивации студентов. Будем исправлять школьные ошибки, «подтягивать» студентов. Но это вовсе не означает, что я призывают ставить тройки или четверки тем людям, которые не понимают ничего. В то же время надо  подумать, насколько мы сами квалифицированы, чтобы давать материал в доступной форме и самое главное – как мы можем заинтересовать студентов».

Первый  заместитель министра образования и науки РТ Андрей Иванович Поминов в своем выступлении заметил, что министерство образования является одним из ключевых работодателей.

«Преподавателей и учителей физики мы готовим в основном в стенах КФУ. Сегодня у нас примерно 900 учителей физики. Повышение квалификации они тоже здесь проходят. Использование инфраструктуры, которая здесь создана, позволяет поддерживать  у педагогов и учеников интерес к этой области  научного знания. Мы видим это на примере участия ребят в различного рода конкурсах, конференциях. Средний балл  ЕГЭ  по физике в Татарстане примерно на 10 процентов выше, чем по стране», – сказал он и добавил , что в  ближайшие 6 лет республике понадобится примерно 250 учителей физики. У министерства есть программа по привлечению талантливых студентов, обучающихся на педагогических специальностях.

В свою очередь ректор КФУ Ильшат Рафкатович Гафуров, обращаясь к заместителю министра,   сказал о том, что в школах физика должна преподаваться на хорошем уровне и в связи с этим  напомнил ему об идее  КФУ- создать   образовательную  площадку  в области физики и астрономии (наподобие образовательного центра «Сириус») на базе Астрономической обсерватории им В.П.Энгельгардта КФУ. Андрей Иванович подтвердил, что министерство образования этот проект поддержит.

Что касается «дорожной карты» Института физики, то решение по ней в этот день принято не было.

«Скоро приемная кампания. Поступающие  в университет должны знать, где они будут работать, кем они будут, насколько востребована их специальность  и сколько они примерно будут зарабатывать», – сказал  Ильшат Рафкатович во время встречи. Что же касается работодателей, то их  прежде всего волнует, как наши выпускники будут способствовать росту прибыли компании и повышению ее конкурентоспособности, заметил он. «Надо четко структурировать дорожную карту на предмет соответствия потребностям рынка. Если это фундаментальные исследования, то они тоже должны быть востребованы: речь должна идти либо об участии в   государственных программах, либо о грантах»,  – высказал свою точку зрения руководитель вуза.

Также он посоветовал четко определить, какое направление является главной движущей силой  института.