Новый экскурсионный проект

Казанский федеральный университет участвует в новом экскурсионном проекте столицы Республики и впервые принимает необычных гостей. Студенческие лаборатории и аудитории Института физики во время каникул в ожидании своих постоянных посетителей не пустуют. Занятия для школьников из Альметьевска ведут молодые ученые-физики: аспиранты и магистранты.

Что такое выпрямитель, и как вырастить кристаллы? Как можно попробовать застраховать банковский вклад от возможной атаки хакеров, и где еще используют достижения ученых университета обычные люди? Ответы на эти и многие другие свои вопросы не только из тем школьной программы узнали сегодня ученики 10-го класса одной школ нефтяной столицы Татарстана. По словам Риммы Мулюковой, классного руководителя ребят, — в Казани уже были не раз. Многое что видели. В туристической фирме предложили экскурсионный тур профориентационный. Мы заинтересовались. Но увидеть так много интересного, честно говоря, в Казанском университете не ожидали.

Ребятам в институте физики показали современные лаборатории, в которых имеют возможность практиковаться студенты-физики. Рассказали, какие научные задачи сейчас решают в университете.

Например, в современных электронных устройствах, элементах памяти – жестких дисках и «флешках», в экранах компьютеров и мобильных телефонов очень часто оказывается необходимым создать очень тонкий, а иногда и прозрачный слой того или иного вещества. Чтобы металлическая пленка была прозрачной, например, ее толщина не должна быть более нескольких нанометров. В таких ситуациях на помощь приходят тонкопленочные технологии, когда в условиях очень высокого вакуума на те или иные подложки осаждаются слои материалов толщиной в несколько атомов или молекул. Такими возможностями располагает научно-исследовательская лаборатория синтеза и анализа тонкопленочных систем Института физики КФУ. Здесь на каждом шагу – поистине высокие технологии: начиная от того, как получить высокий вакуум, как распылить на атомы мишень, как контролировать толщину пленки и ее структуру. Здесь можно, создав пленку или «слоистый пирог» — гетероструктуру, переместить ее, оставаясь в вакууме, в аналитическую камеру, где облучение рентгеновскими лучами и анализ вылетевших из вещества электронов дает информацию о химическом составе, а по дифракционной картине можно судить о структуре пленки. Здесь можно также послойно ее снимать, используя пучок атомов газа аргона, и изучать, как проходил процесс роста. Можно сказать, что исследователи, работающие в этой лаборатории, обладают возможностями мирового уровня и способны решать самые современные высокотехнологичные задачи.

Больше всех, по мнению ученика 10 класса этой Альметьевской школы Эдуарда Бурганова, его одноклассникам и ему самому понравилась лаборатория, где в специальной печи под воздействием разных факторов выращивают кристаллы, а затем в других лабораториях изучают их химические и физические свойства.

Лаборатории и кабинеты для практических занятий отделения Радиофизика  удивили своими возможностями в сфере защиты информации. Оказывается, что все это тоже физика. Без нее никуда.

Римма Мулюкова: Ребята учатся в классе, где предметы в основном гуманитарного цикла, но эта наша первая экскурсия показала, что интерес у школьников высокий интерес к достижениям точных наук. Не ожидали даже, что нам разрешат побывать не только в музеях казанского университета, но и в лабораториях, где работают ученые.

Впереди у ребят экзаменационные испытания в виде ЕГЭ. Думаю, что после этого тура в списке предметов для экзаменовки может появиться и физика, а в списке студентов, а через несколько лет и молодых ученых фамилии учеников этого класса.